Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Конференция 6 июня 2014 г.

6 июня 2014 года состоялась Всероссийская научно-общественная конференция

"Проблема суверенности современной России".

Отчёт о Конференции

Конференцию открыл Генеральный Директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Степан Степанович Сулакшин со вступительным докладом «Категория, структура и состояние государственного суверенитета России». В своем сообщении он поставил проблему нового теоретического подхода к самому понятию государственного суверенитета в изменившихся условиях современных межгосударственных противодействий. Понятие государственного суверенитета должно прежде всего включить в себя достижение национальных интересов и безопасности. Традиционное понятие независимости и самостоятельности в государственных решениях для государств с развитой пятой колонной и находящихся под эффективным воздействием softpower, для сверхлиберализованных государств, практически замещаемых приватным сектором (как на Украине и в России) должно быть уточнено.

По словам Степана Сулакшина, именно из-за либеральной политики нынешнего правительства РФ, существенно сдерживающей развитие страны, российская экономика находится на пороге кризиса. Он подчеркнул, что проблема суверенитета в России сегодня стоит остро как никогда. Докладчик также обозначил основные категории и проблемы суверенности России, с которыми сталкивается наше общество, начиная с начала 2000-х годов.

«Наша экономика сегодня стоит на пороге кризиса, как в 2008-2009 гг. Казалось бы спустя столько лет, к 2014 году можно было выявить основные причины, делающие российскую экономику уязвимой и чрезмерно зависимой от несуверенных факторов  и устранить эти причины, но к сожалению, за прошедшее время они только усугубились», - заявил д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин.

«Практически все макро-финансовые и макро-экономические решения в самых чувствительных сферах страны, таких как региональная, инвестиционная, социальная, гуманитарная, в сфере зарплат, пенсий, налогов, а также политика ЦБ противоречат национальной безопасности России», - утверждает  С. Сулакшин.

Заместитель главы Центра Вардан Эрнестович Багдасарян выступил с сообщением "Космополитизм как фактор поражения государственного суверенитета России", в котором обосновывался тезис, что космополитизм является фактором подрыва российской государственности. В своем научном докладе профессор рассмотрел проблему суверенитета через призму моральных ценностей и  патриотизма.

На пленарном заседании были представлены и другие доклады:

Нигматулин Роберт Искандерович, директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, академик РАН. "Об идеологических факторах российского суверенитета".

Спиридонова Валерия Игоревна, Институт философии РАН, в.н.с., д.ф.н. "Глобалистская теория «конца территории» и отказ от идеи суверенитета: вызовы для России".

Губанов Сергей Семенович, главный редактор журнала «Экономист», д.э.н., профессор. "Экономический суверенитет: «новая норма». США и вызовы для России".

Олейников Александр Алексеевич, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, д.э.н. "Духовно-нравственные и идеологические основания суверенности национального хозяйства России".

Белов Петр Григорьевич, ГФБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского», профессор, д.т.н. "О критериях оценки и обеспечения государственного суверенитета".

Горелов Анатолий Алексеевич, Институт философии РАН, в.н.с., д.ф.н. "Глобальный неоколониализм и государственный суверенитет".

Глигич-Золотарева Милена Валериевна, Институт экономики РАН, Центр экономики федеративных отношений, с.н.с., к.ю.н. "Cуверентет vs. новый глобальный порядок".

В ходе обмена мнениями сообщество экспертов не только единогласно согласилось с наличием глубочайших проблем суверенности страны, но и выдвигало конкретные предложения по возможным путям укрепления независимости политического курса.

Были рассмотрены актуальные проблемы, выражено множество мнений на тему суверенности, но лейтмотив просматривался один: надо срочно принимать меры, иначе последствия сложившейся ситуации для России могут стать плачевными.

Затем присутствующие на пленарном заседании распределились по секциям, проходившим в нескольких залах, где участники представляли результаты своей работы в формате десятиминутных докладов.

Представитель ОК КСООГ Ткаченко Ю.Л. выступил

на 3 Секции Конференции "Пути  усиления российского государственного суверенитета"

с докладом "Конституционное совершенствование отношений в российском обществе и его государстве"

<<< Скачать текст доклада >>>

Уважаемые коллеги! Подлинный суверенитет государства это не пустой звук и мечтания, а максимально возможное конституционное единство гражданского общества, его единство с образованным им государством и с формируемыми им органами государственного управления, являющиеся основой достижения достойного уровня жизни, экономической и оборонительной самодостаточности государства.

В настоящее время Конституции многих государств по всему миру содержат формулу, аналогичную Статье 3 «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года: «Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации» [1]. Причём, понятие «нация» обычно заменяется понятием «народ». Цитируя по работе [3, с.14-17]:

1. Российская Федерация: Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

2. Украина: Статья 5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.

3. Республика Беларусь: Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.

4. Казахстан: Статья 3. Единственным источником государственной власти является народ.

5. Китай: Статья 2. Вся власть в Китайской народной республике принадлежит народу.

6. Италия: Статья 1. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией.

7. Испания: Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства.

8. Финляндия: Статья 2. Демократические правовые принципы. Государственная власть в Финляндии принадлежит народу, представленному в Эдускунте.

Так или иначе, но все эти формулировки являются декларативными, так как «народ» это не юридический и безстатусный термин, а правами и обязанностями обладают исключительно граждане, как субъекты государственного права. В части конституционного установления механизмов осуществления гражданами своих прав по участию в управлении делами государства предполагается, что одновременно возможна как прямая, так и представительная демократия. Примером может служить Конституция Франции: Статья 3. «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума» [3, с.15].

В современной науке референдум считается высшей формой осуществления народовластия. В качестве образца прямой демократии приводится Швейцария. Согласно Статье 136 Союзной Конституции Швейцарской Конфедерации, все швейцарцы и швейцарки, достигшие 18-летнего возраста и не лишенные дееспособности из-за душевного заболевания или слабоумия, могут прибегать к народным инициативам и референдумам, а так же ставить свои подписи в их поддержку. [4]

Действительно, референдумы в Швейцарии позволяют решать важные вопросы по управлению государством: в период между 1848 годом и февралем 2004 года было проведено 517 референдумов, а с 1892 года до мая 2004 года было поддержано 244 инициативы, из которых было принято только 14. [5]

Однако даже зарубежные авторы признают региональный характер швейцарской государственной системы, называя её «неэкспортируемой» [6]. То есть, швейцарский пример не универсален и поэтому непригоден для воспроизведения в других странах, имеющих в отличие от Швейцарии большую численность населения и пространственную протяжённость, а так же обладающих собственными глубокими культурными и историческими традициями.

Референдум может служить высшей формой волеизъявления граждан, но не может служить процедурой реализации конституционного права граждан по участию в управлении государством в силу его не оперативности, вызванной сложностью подготовки, проведения и определения результатов. Подтверждением этого служит исторический опыт Франции, в которой с 1793 года по 2005 год включительно было проведено всего 22 общенародных референдума, то есть, в среднем проводился примерно 1 референдум в 10 лет. В России, за 20 лет её новой истории (с 12 декабря 1993 г.) общенародный референдум не проводился ни разу.

Очевидно, что важные исторические моменты, требующие незамедлительного принятия решений на государственном уровне в интересах квалифицированного большинства граждан, случаются гораздо чаще, не говоря уже о текущих вопросах государственного управления. Поэтому, тезис о том, что высшей формой народовластия является референдум, так же носит декларативный характер.

В силу этого факта, правительствам большинства стран в настоящее время приходится начинать действовать до того, как важный вопрос государственного управления будет вынесен на референдум, ориентируясь в своих решениях на замеры общественного мнения, проводимые в форме различных социологических опросов. Тем самым, органы государственного управления опираются в своей деятельности на абсолютно неконституционные механизмы формирования и манипуляции общественным сознанием: редакционную политику владельцев средств массовой информации, волю случая и добросовестность или недобросовестность людей, организующих и проводящих исследования.

Отсутствие реальных надёжных механизмов прямого осуществления гражданами своих конституционных прав по образованию и управлению государством стало очевидно ещё в XIX веке. Российский ученый-правовед, мыслитель и общественный деятель А.Д. Градовский писал в 1875 г.: «Странное дело! Все заявления, начиная с «Декларации прав человека и гражданина», были, по-видимому, направлены к тому, чтоб открыть обществу доступ к политическим делам; но на деле выходит, что оно устранено от этой деятельности более чем когда-нибудь». [2]

Таким образом, доказано, что прямая демократия является декларацией, а в условиях представительной демократии граждане фактически отстранены от участия в управлении делами государства посредством избрания своих представителей. Следовательно, сегодня весьма актуальна вызванная временем задача конституционного совершенствования отношений в обществе и образуемом им государстве с целью установления неотъемлемых конституционных прав граждан и создания институтов, реализующих действие этих прав.

Для конституционного разрешения этой сложной проблемы юристом с государственно-правовой специализацией А.Н. Власовым разработана концепция конституционного совершенствования отношений в обществе и его государстве, изложенная в изданном им сборнике научных, журнальных, газетных публикаций «Конституционное значение и право граждан в образовании государства и его управлении» [3].

Из определения Конституции, как основного Закона и как общегражданского договора вытекает то, что если закон – это квинтэссенция общих интересов гражданского общества и здравого смысла, то положения Конституции любого государства в мире должны наиболее полно соответствовать общим интересам гражданского общества и здравому смыслу. Поэтому, необходимо конституционно обеспечить реальное участие граждан в управлении образованным ими государством, в котором власть безраздельно принадлежит им в составе гражданского общества.

Для того чтобы конституционно определять гражданское общество (народ, нацию), как обладателя государственной власти, вне всякого сомнения, необходимо конституционное определение граждан, как соучредителей государства в составе всего гражданского общества и, следовательно, как совладельцев неделимой общегосударственной собственности, участников управления делами государства. Только такая конституционная конструкция будет обеспечивать принадлежность государственной власти гражданам (народу, нации) и создавать максимально возможное конституционное единство внутри самого гражданского общества, его органическое единение с образованным им государством и с формируемыми им органами государственного управления.

Многолетние исследования вопросов конституционного права дали А.Н. Власову обоснование для выработки универсальной формулировки жизненно продиктованной  национальной идеи, обеспечивающей максимально возможное единство гражданского общества, его единства с образованным им государством и с формируемой им государственной властью, применительно к любому государству в мире с учетом его национальных особенностей: «Духовная нравственность гражданского  общества и его органическое единство с конституционно образованным им государством»

А.Н. Власов, по нашему мнению, пришел так же к чёткому, юридически обоснованному выводу о том, что механизмом реального народовластия может и должно стать «Установление гражданам конституционного статуса соучредителей государства в составе гражданского общества, совладельцев неделимой общегосударственной собственности, которая в соответствии с законом будет записываться на имя гражданина с момента государственной регистрации его рождения, увеличиваться в прямой зависимости от его трудового участия в приращении,  общегосударственной собственности, его особых заслуг перед обществом и государством с пожизненной выплатой дивидендов в установленных процентах и конституционной процедуры их участия в управлении делами государства посредством образования многомиллионного государственно-общественного общегражданского Совета, имеющего свои первичные сельские, поселковые, районные, городские, областные, краевые, республиканские территориальные и производственные органы».

По нашему мнению, данная формула является юридически безупречной и строго конституционной, полностью соответствующей современным достижениям мировой научной мысли в области исследования прав человека и гражданина, что придаёт ей универсальный характер - то есть возможность применения к любому государству в мире, с учётом его культурно-исторических особенностей.

Ключевой идеей концепции является положение о том, что учреждение государства – не политическая, а исключительно  юридическая процедура. Общегражданский Совет образуется миллионами конституционно-полномочных граждан строго как конституционное образование, а не как политическое движение, создаваемое не обладающими конституционной правосубъектностью и потому юридически фактически бесправными общественными организациями, любыми их коалициями и политическими партиями.

А.Н. Власовым впервые сделано утверждение о том, что соучредителями государства фактически являются граждане в составе гражданского общества. Следовательно, граждане, являясь соучредителями государства, автоматически становятся совладельцами неделимой общегосударственной собственности, и конституционно являются участниками процесса управления делами государства. Гарантом Конституции при этом является орган ее принявший - то есть граждане в составе гражданского общества.

При этом каждый гражданин своими правами обладает непосредственно, так же как и непосредственно исполняет свои обязанности по участию в  управлении делами государства, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда гражданин в установленном порядке уполномочивает другое лицо на выполнение от его имени определенных законом действий, но не связанных с правами участия в качестве избирателя и в управлении делами государства.

В таком территориально - национальном образовании конституционно создаются право-экономические условия, обеспечивающие максимально возможное единство самого гражданского общества и его органически неразрывное единство  с образованным им государством и с формируемыми им органами государственного управления, что является основой безусловного обеспечения высокого духовно-нравственного состояния общества: свободы вероисповедания, конституционно установленных прав, свобод и достижения достойного уровня жизни каждого отдельно взятого гражданина.

К большому сожалению, до настоящего времени, не был известен мирный конституционный переход власти от одной общественной формации к другой, а известны и поныне происходящие революции и перевороты с их кровавыми последствиями, что мы наблюдаем сейчас на примере Украины. Поэтому, выработанная А.Н. Власовым концепция конституционного совершенствования отношений в обществе и его государстве не имеет аналогов в мире, но, с юридической точки зрения, конструктивна для претворения в жизнь.

Проведение конституционного совершенствования отношений в обществе и его государстве может решить множество насущных проблем и в первую очередь – способствовать объединению исконно братских, духовно неразделимых восточнославянских народов Белоруссии, России, Украины. Добиться этого можно путём конституционного совершенствования отношений в обществах Белоруссии, России, Украины через установление их гражданам конституционного статуса соучредителей государства в составе гражданского общества, совладельцев неделимой общегосударственной собственности и участников процесса управления делами государства, посредством образования их многомиллионных общегражданских Советов конституционно-полномочных граждан, которые станут правовой основой образования Союзного общегражданского совета и конституционного образования Союзного государства восточнославянских  народов.

Способ реализации концепции конституционного совершенствования отношений в обществе и его государстве заключается в следующем. В связи с тем, что государство в действительности есть ничто иное, как территориально – национальное конституционное образование граждан, то его граждане в составе всего гражданского общества, обладая никем и ничем неотделимым правосубъектным статусом соучредителей государства, являются конституционно полномочными и имеющими право квалифицированным большинством принимать решения по конституционному совершенствованию отношений в обществе и его государстве через формы и методы, соответствующие квинтэссенционным интересам общества и здравого смысла.

Поэтому, с правовой точки зрения, в соответствии с нормами статьи 30-ой Конституции Российской Федерации о праве граждан на объединение, учёными, патриотами и гражданами с активной жизненной позицией абсолютно законно может быть предложено образование конституционно полномочными гражданами многомиллионного Российского общегражданского Совета, имеющего свои сотни тысяч сельских, поселковых, районных, городских, областных, краевых, республиканских территориальных, отраслевых и производственных органов.

Зарегистрированный в установленном законом порядке устав данного общегражданского Совета будет предусматривать конституционное совершенствование отношений в обществе и его государстве. Поэтому, в отличие от коалиций, движений, ныне действующих союзов общественных организаций и политических партий, ограниченных в своих функциях принятыми уставами, данный общегражданский Совет будет иметь полное конституционное право на конституционное преобразование отношений в обществе и его государстве.

Учреждение многомиллионного общегражданского Совета вначале в форме общественного объединения с последующим конституционным установлением ему государственно-общественного статуса будет не только близко и понятно людям, проживающим, в том числе и на  постсоветском пространстве, но и наиболее полно соответствовать их интересам.

На первом этапе данный общегражданский Совет будет действовать в форме общественной организации. Первоочередной задачей организации будет являться разработка научно-обоснованной Программы вызванного временем усовершенствования государственного устройства, Программного воззвания к гражданам и проекта Конституции государства, устанавливающей гражданам конституционный статус соучредителей государства в составе гражданского общества, совладельцев неделимой общегосударственной собственности, участников в управлении делами государства.

На основе разработанной научно-обоснованной Программы государственного устройства и проекта Конституции будет необходимо совместно с действующими органами государственного управления обеспечить организацию обсуждения этих проектов в обществе и проведения общегосударственного референдума по их принятию.

При вступлении в действие Конституции, устанавливающей гражданам принципиальный конституционный статус соучредителей государства в составе гражданского общества, совладельцев неделимой общегосударственной собственности, участников в управлении делами государства, будет необходимо совместно с действующими органами государственного управления обеспечить их преобразование, в соответствие с нормами принятой решением референдума Конституции, на принципиально иную действенную и ответственную систему государственного устройства всецело подконтрольную  гражданскому обществу.

В соответствии с введенной в действие Конституцией с принципиально иным конституционным статусом граждан и иной системой государственного устройства, общегражданский Совет должен быть наделен государственно-общественным статусом со следующими конституционно установленными функциями и полномочиями:

- организация и проведение обсуждения всех без исключения проектов законов разрабатываемых федеральным институтом конституционного права по экономически и юридически обоснованной инициативе субъектов законодательной инициативы с последующим направлением их на рассмотрение, принятие и введения в действие Государственным Советом;

- организация и обеспечение защиты законных интересов и прав граждан во всех без исключения сферах жизнедеятельности общества и его государства.

Таким образом, создав первоначально общественную организацию, юридически полномочную для решения общегосударственных задач конституционного совершенствования отношений в обществе и его государстве, необходимо обеспечить конституционное преобразование её в государственно-общественный орган, установив тем самым подлинную конституционную демократию, пока не имеющую аналогов в мире. При такой форме устройства системы государственного управления все без исключения органы государственного управления и их должностные лица преобразуются в результативные и ответственные исполнительные органы, всецело подконтрольные органам общегражданского Совета.

Отсюда, примерный план поэтапной конституционной реформы заключается в следующем:

1.Образование организационного Комитета по конституционному совершенствования отношений в обществе и его государстве (ОК КСООГ).

2.Разработка научно-обоснованной программы конституционного совершенствования отношений в обществе и его государстве.

3. Подготовка программного воззвания к гражданам.

4.Образование многомиллионного Общегражданского Совета конституционно полномочных граждан с его территориальными и производственными органами в форме общественной организации.

5. Подготовка научно обоснованного проекта Конституции.

6.Обсуждение всем обществом подготовленного научно-обоснованного проекта Конституции.

7. Проведение референдума по принятию научно-обоснованной Конституции.

8.Приведение системы государственной власти в соответствие с нормами принятой решением референдума Конституции.

9.Становление и развитие деятельности общегражданского Совета и его территориальных, производственных органов в форме государственно-общественного образования, закреплённого новой конституцией.

Первый шаг в этом направлении группой ученых России уже сделан: создан организационный Комитет по конституционному совершенствованию отношений в обществе и его государстве (ОК КСООГ) в который приглашаются здравомыслящие люди, занимающие действенную гражданскую позицию. Граждане с активной жизненной позицией, независимо от их принадлежности к конфессии вероисповедания, участвующие в деятельности различных общественных организаций, движений, союзов, политических партий, являющиеся максимально консолидированной частью общества, могут стать основой образования многомиллионного общественного Всероссийского общегражданского Совета конституционно-полномочных граждан. Сайт Оргкомитета КСООГ находится по адресу: http://nirr.ucoz.ru

Список использованной литературы

1. «Декларация прав человека и гражданина 1789 г.», публикация на сайте http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm (дата последнего обращения 07.06.2014 г.)

2. Жидкова Елена «А.Д. Градовский: теория прогресса и политические права человека», статья, электронная публикация на сайте http://gisap.eu/ru/node/6058 (дата последнего обращения 07.06.2014 г.)

3. Власов А.Н. Конституционное значение и право граждан в образовании государства и его управлении /Сборник научных, журнальных и газетных статей.- Минск: издатель А.Н. Вараксин, 2013.- 204 с.

4. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года.- текст на сайте http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (дата последнего обращения 07.06.2014 г.)

5. Швейцарская прямая демократия.- текст доклада, электронная публикация на сайте http://referat911.ru/Politologiya/shvejcarskaya-pryamaya-demokratiya/112827-1965720-place1.html (дата последнего обращения 07.06.2014 г.)

6. Лидия Р. Баста Фляйнер Меньшинства и легитимность федеративного государства. Взгляд со стороны на швейцарскую модель.- статья, электронная публикация на сайте http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n3/stat14 (дата последнего обращения 07.06.2014 г.)

<<< Скачать текст доклада  >>>

Большая часть прозвучавших докладов будут включена в итоговый сборник материалов конференции, который будет издан осенью 2014-го года.

Репортаж о конференции в издании Nakanune.ru

Видео-запись доклада Сулакшина С.С. на научно-общественной конференции 

Скачать презентацию Сулакшина С.С. в формате PDF

Видео-запись доклада Багдасаряна В.Э. на научно-общественной конференции

Скачать презентацию Багдасаряна В.Э. в формате PDF

Поиск


[31.12.2017][Статьи для обсуждения]
Открытое обращение к П.Н. Грудинину (0)

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz